Мы делаем Вашу жизнь справедливее и лучше, следуя букве закона

Изменения в деятельности предпринимателей

25 существенных изменений в законодательстве, регулирующем деятельность ИП в 2013 году

Законодательная база, регулирующая деятельность индивидуальных предпринимателей (далее – ИП), изменилась. Например, с 2013 года ИП больше не должен предоставлять в налоговый орган квартальную, полугодовую отчетность и по итогам девяти месяцев. Увеличен размер фиксированного страхового взноса для ИП. С 2013 года ИП может уменьшить сумму единого налога на сумму платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования. Вновь зарегистрированному ИП для подачи уведомления о переходе на УСН отводится 30 дней, а не пять дней, как раньше. В НК РФ появились такие понятия, как коэффициент-дефлятор, патентная деятельность. У тех предпринимателей, чьи дела шли недостаточно хорошо, встал вопрос, а стоит ли продолжать деятельность в новых условиях? Ведь с 2013 года социальные отчисления ИП выросли почти вдвое. Как следствие этого, многие предприниматели приняли решение уйти из бизнеса.

По различным данным число отказавшихся от предпринимательской деятельности уже в январе 2013 г. превысило 300 000 человек, а это примерно 7% от общего количества ИП в России. У тех предпринимателей, кто решил продолжать свою деятельность, возникает множество вопросов, связанных с тем, как действовать в новых условиях. Основные изменения в законодательстве, о которых напрямую зависят действия ИП, мы рассмотрим в этом материале.

Законодательство для ИП: что изменилось

Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

  1. Начиная с 2013 года ИП предоставляет в налоговый орган только годовую бухгалтерскую отчетность. При этом квартальная, полугодовая и по итогам девяти месяцев отчетность не представляется. Соответствующие изменения внесены в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ на основании пп. "а" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
  2. В 2013 году ИП могут сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме уже за 2012 год на основании приказа Минфина РФ от 17 августа 2012 г. № 113н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н".
  3. Не облагаются НДФЛ суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ в виде грантов на создание и развитие КФХ, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы, а также субсидии, предоставляемые главам КФХ за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ – ст. 217 НК РФ дополнена п. 14.1 и 14.2 на основании п. 2 ст. 1 Федерального закона от 2 октября 2012 г. № 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
  4. Увеличен размер фиксированного страхового взноса для ИП. Годовая сумма взносов в 2013 году составляет: в ПФР – 32 479,2 руб. (в 2012 г. – 17 208,25 руб.), в ФФОМС – 3185,46 руб. (в 2012 г. – 2821,93 руб.), в ФСС – 1811,34 руб. (в 2012 г. – 1604,63 руб.) – в ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" добавлены ч. 1.1 и 1.2 на основании ст. 3, 6 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования".

ИП не уплачивают фиксированные страховые взносы за периоды, в частности:

  1. В 2013 году для отдельных категорий ИП скорректированы тарифы страховых взносов:
  • ИП, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • ИП, применяющих ЕСХН;
  • страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения инвалидам I, II или III группы, – в отношении указанных выплат и вознаграждений, общественных организаций инвалидов, организаций, УК которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%, учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением страхователей, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов на основании пп. 1–3 п. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования":

а) для лиц 1966 года рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии – 21% (в 2012 году было 16%);
            б) для лиц 1967 года рождения и моложе на финансирование страховой части трудовой пенсии – 15% (в 2012 году было 10%), накопительной части – 6%;
            в) в ФСС – 2,4% (в 2012 году было 1,9%), в ФФОМС – 3,7% (в 2012 году было 2,3%) – п. 5 ст. 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

6. В 2013 году скорректированы тарифы страховых взносов для категорий ИП, осуществляющих производство, выпуск в эфир или издание СМИ (за исключением СМИ, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:

а) для лиц 1966 года рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии – 21,6% (в 2012 году было 20,8%);

б) для лиц 1967 года рождения и моложе на финансирование страховой части трудовой пенсии – 15,6% (в 2012 году – 14,8%), накопительной части – 6%;

в) в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 3,5% (в 2012 году – 3,3%) – п. 9 ст. 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ч. 3.1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

7. На основании постановления Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. № 1276 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г." предельная сумма доходов работника, сверх которой страховые взносы уплачиваются в размере 10%, установлена на 2013 год в размере 568 000 руб. (в 2012 году была равна 512 000 руб.).

       8. На основании приказа Министерства экономического развития РФ от 31 октября 2012 г. № 707 "Об установлении коэффициента-дефлятора K1 на 2013 год" коэффициент-дефлятор для расчета ЕНВД в 2013 году составляет 1,569.

       9. Спецрежим в виде ЕНВД с 2013 года применяется добровольно. ИП может перейти на другой режим налогообложения со следующего календарного года – соответствующие изменения внесены в п. 1 ст. 346.28 НК РФ на основании п. 22а ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

       10. На ЕНВД переводятся автомототранспортные услуги, оказываемые ИП (ранее – автотранспортные), услуги по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок) – изменены пп. 3, 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на основании п. 20а ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

       11. Базовая доходность при оказании услуг ИП по передаче во временное владение или пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, если площадь земельного участка не превышает 10 кв. м, выросла с 5000 до 10 000 рублей за земельный участок – соответствующие изменения внесены в п. 3 ст. 346.29 НК РФ на основании п. 23а ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

       12. ЕНВД облагается деятельность ИП по распространению рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств – соответствующие изменения внесены в пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на основании п. 20а ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2012 г. 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

       13. Расчет ЕНВД производится с точностью до дня в зависимости от даты постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД и даты, указанной в уведомлении налогового органа о снятии лица с учета в этом качестве – соответствующие изменения внесены в п. 10 ст. 346.29 НК РФ на основании п. 23б ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

       14. С 2013 года ИП может уменьшить сумму единого налога на сумму платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности. Учитываются дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". При этом страховые организации должны иметь лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности. Эти платежи учитываются, если сумма страховой выплаты по соответствующим договорам не превышает установленного российским законодательством максимального уровня пособия по временной нетрудоспособности – соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 346.32 НК РФ на основании п. 24б ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

        15. С 2013 года о переходе на УСН ИП подает не заявление, а уведомление в срок до 31 декабря (ранее – до 30 ноября) – соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 346.12 и п. 1 ст. 346.13 НК РФ на основании п. 11а и 11б ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

         16. Начиная с 2013 года ИП подает уведомление о смене объекта налогообложения в срок до 31 декабря (ранее – до 20 декабря) – соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 346.14 НК РФ на основании п. 12 ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

          17. Вновь зарегистрированному ИП для подачи уведомления о переходе на УСН отводится 30 дней (ранее – пять дней) – соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 346.13 НК РФ на основании п 11б ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

          18. ИП должен уведомить налоговый орган о прекращении деятельности, в отношении которой применялась УСН. Это новая норма закона, ранее этого не было. При этом не позднее 25 числа следующего после подачи уведомления месяца надо представить в налоговый орган декларацию и в этот же срок уплатить налог – ст. 346.13 НК РФ дополнена п. 8, изменены п. 7 ст. 346.21 и ст. 346.23 НК РФ на основании п. 11е, 16в, 18 ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

         19. С 2013 года в НК РФ включена новая глава "Патентная система налогообложения". Новый спецрежим можно применять одновременно с ЕНВД – соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 18 НК РФ.

          Переход на патентную систему призван освободить предпринимателя от уплаты НДФЛ и налога на имущество в части доходов и имущества, полученных или используемых при ведении деятельности, в отношении которой применяется этот спецрежим (п. 10 ст. 346.43 НК РФ). Кроме того, указанные предприниматели не являются плательщиками НДС по этим видам деятельности, за исключением ввоза товаров на территорию РФ и операций по договорам простого или инвестиционного товарищества, доверительному управлению имуществом, концессионным соглашениям (п. 11 ст. 346.43 НК РФ). Иные налоги они обязаны уплачивать в общем порядке, а также должны исполнять обязанности налоговых агентов, предусмотренные НК РФ.

Налоговая ставка на деятельность ИП по патенту установлена в размере 6%, а объектом налогообложения является потенциально возможный к получению годового дохода предпринимателя по конкретному виду деятельности (ст. 346.47 и 346.50 НК РФ). Его величина по видам деятельности устанавливается законами субъектов РФ (п. 7 ст. 346.43 НК РФ). При этом минимальный размер годового дохода не может быть меньше 100 тыс. рублей, а его максимальный размер не должен превышать 1 млн рублей.

По некоторым видам деятельности субъекты РФ вправе увеличивать максимальный размер потенциального дохода, но не более чем в три раза, а в городах с численностью населения свыше 1 млн человек – не более чем в пять раз (пп. 4 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). В отношении таких видов деятельности, как сдача в аренду собственных жилых и нежилых помещений, розничная торговля и оказание услуг общепита, верхняя планка потенциального дохода может быть повышена на территории субъекта РФ максимум в 10 раз.

Если патент выдан менее чем на 12 месяцев, то налог рассчитывается путем деления суммы потенциально возможного годового дохода на 12 и умножения полученного результата на количество месяцев действия патента (п. 1 ст. 346.51 НК РФ). Налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы, представлять в инспекцию не нужно (ст. 346.52 НК РФ).

Сроки уплаты налога зависят от срока, на который выдан патент (п. 2 ст. 346.51 НК РФ). Если патент получен менее чем на шесть месяцев, предприниматель обязан уплатить всю сумму исчисленного налога не позднее 25 календарных дней после начала действия патента.

Если патент выдан на срок от шести месяцев до календарного года, налог уплачивается двумя частями:

  • в размере 1/3 суммы налога – не позднее 25 календарных дней после начала действия патента;
  • в размере 2/3 суммы налога – не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода.

      20. ИП, занимающийся сельскохозяйственной деятельностью, подает не заявление о переходе на уплату ЕСХН, а уведомление в срок до 31 декабря (ранее – до 20 декабря) – соответствующие изменения внесены в пп. 1 п. 5 ст. 346.2 и п. 1 ст. 346.3 НК РФ на основании п. 4а и 5а ст. 2 Федерального закона от 25.06.12 № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

       21.Вновь зарегистрированному ИП для подачи уведомления о переходе на уплату ЕСХН отводится 30 дней (ранее – пять дней) – соответствующие изменения внесены в п 2 ст. 346.3 НК РФ на основании п. 5а ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

       22. Вновь зарегистрированный ИП, перешедший на уплату ЕСХН, не теряет право на применение этого спецрежима, даже если в их первом налоговом периоде отсутствовали доходы, учитываемые при определении налоговой базы – ст. 346.3 НК РФ дополнена п. 4.1 на основании п. 5б ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

       23. ИП должен уведомить налоговый орган о прекращении деятельности, в отношении которой уплачивался ЕСХН. Это новая норма закона, ранее этого не было. При этом не позднее 25 числа следующего после уведомления месяца надо представить в налоговый орган декларацию и в этот же срок уплатить налог – ст. 346.3 НК РФ дополнена п. 9, изменены п. 5 ст. 346.9 и п. 2 ст. 346.10 НК РФ на основании п. 5в, 8а, и 9 ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

        24. Плательщики ЕСХН могут учитывать расходы на опубликование финансовой отчетности – соответствующие изменения внесены в пп. 16 п. 2 ст. 346.5 НК РФ на основании п. 6а ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

        25. С 2013 года действуют новые коды бюджетной классификации (КБК):
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР (текущие платежи ИП за себя с 2013 года):


Защита прав предпринимателей

В начале мая Президент РФ подписал Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации". Необходимость принятия этого закона обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить ситуации, связанные с нарушением их прав и законных интересов. Речь, в частности, идет о случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление и коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

В сферу деятельности таких уполномоченных входит защита прав и интересов предпринимателей, контроль за соблюдением этих прав и интересов органами государственной власти и местного самоуправления, взаимодействие с предпринимательским сообществом, участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности.

При рассмотрении документа были проработаны более ста поправок и предложений от депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, министерств и ведомств, региональных законодательных собраний и предпринимательского сообщества.

 

Кому нужен омбудсмен?

Уполномоченный (омбудсмен) по правам предпринимателей – это гражданский служащий, которого назначил президент РФ и который отвечает за организацию работы по внесудебному восстановлению нарушенных государственными органами прав бизнесменов, урегулировании возникающих споров между бизнесом и органами власти.

Федеральным законом учреждается отдельный государственный орган, подчиняющийся Президенту РФ, возглавлять который и будет уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей. Кроме того, омбудсмен наделяется специальными полномочиями. Ключевые из них:

  • обращаться в суд с заявлением о признании недействительными решений государственных органов (за исключением прокуратуры, Следственного комитета и судебных органов) и муниципалитетов;
  • обращаться в суд с исками о защите прав предпринимателей и групп юридических лиц (предпринимателей);
  • обжаловать вступившие в силу судебные акты арбитражных судов;
  • получать от органов государственной власти и муниципалитетов необходимую информацию;
  • беспрепятственно посещать органы государственной власти и органы местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения;
  • без специального разрешения посещать обвиняемых и осужденных по "предпринимательским статьям" в местах содержания под стражей и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
  • участвовать в выездных проверках государственными органами предприятий;
  • направлять президенту РФ и в правительство РФ предложения об отмене или изменении нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Рядом полномочий наделяются также и региональные омбудсмены, которые будут назначены в соответствии с нормами Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации". Законом предлагается обязать губернаторов согласовывать назначение и отстранение от должности региональных уполномоченных.

С юридической стороны, уполномоченный сможет воспользоваться своими правами не ранее 1 января 2014 года, так как законом эти права предоставляются уполномоченному, являющемуся государственным органом и назначенным президентом РФ. Частью 2 ст. 11 Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" установлена отсрочка по введению в действие нормы о статусе государственного органа до 1 января 2014 года.

В соответствии с законодательством, уполномоченный обязан рассматривать все жалобы предпринимателей, и в течение 13 дней принимать решение и уведомлять заявителя о принятии в работу жалобы, либо направлять мотивированный отказ. При этом к рассмотрению уполномоченный может не принимать жалобы в которых не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) и почтовый или электронный адрес.

Основания для отказа в принятии жалобы в работу однозначно регламентированы законодательством:

  • текст жалобы невозможно прочитать;
  • неоднократное обращение по одному и тому же вопросу, если по нему уже давались разъяснения;
  • ответ по жалобе потребует разглашения государственной тайны.

По жалобам, которые приняты в работу, уполномоченный обязан отчитываться перед заявителями не реже одного раза в два месяца.

 

Как нас найти
Ждем Вас в нашем офисе по адресу:

Юридическая компания "Регистратор", г. Пермь, ул. Овчинникова, д.29 "А" (одна остановка от центрального рынка)


Наши телефоны:

отдел регистрации 8 (342) 224-51-51
правовой отдел 8 (342) 224-51-60

Яндекс.Метрика